Система автоматики и контроля
Полноценная автоматическая защита и регулировка рабочих параметров вентиляционной системы имеет огромное значение для обеспечения безопасной и комфортной эксплуатации этой системы. Поэтому экономить на таком элементе управления очень рискованно. Но, даже если Вы готовы потратиться на свою безопасность, то большинство российских компаний, поставляющих и устанавливающих вентиляционные системы, зачастую не готовы к этому, и стремятся экономить на здоровье клиентов. Разберем вопрос несколько поподробнее на простом примере. Чаще всего для принудительной вентиляции жилых помещений применяется "канальная сборка", состоящая из последовательно смонтированных элементов - фильтра, электрического калорифера, вентилятора. В свою очередь эта конструкция снабжается стандартным набором "автоматики" состоящим из блока управления калорифером (например "Пульсар"), регулятора скорости вращения вентилятора, и датчика для контроля температуры в помещении.
Определим рекомендуемый набор функций, обеспечивающих безопасную эксплуатацию калорифера в отношении перегрева, и сравним с функциональными возможностями предлагаемого набора.
Включение питания нагревательного элемента калорифера должно быть сблокировано с включением вентилятора. Эта блокировка позволяет избежать перегрева спирали в режиме отсутствия обдува.
Контроль напора воздушного потока. Включение вентилятора не гарантирует наличие входного потока воздуха, т.к. отверстие забора может быть закрыто заслонкой или фильтр очистки давно не менялся и плохо пропускает воздух, поэтому необходим датчик давления.
Отключение вентилятора с выдержкой времени 1-2 минуты относительно отключения нагревателя. Позволяет надежно остудить нагревательный элемент, т.к. он имеет большую инерционность нагрева.
Контроль рабочей температуры калорифера. Осуществляется при помощи термодатчиков, установленных в рабочем пространстве калорифера.
Как видно, стандартный набор "автоматики" позволяет реализовать лишь одну из необходимых четырех функций обеспечения безопасной работы, и то лишь у недешевых моделей, со встроенными термостатами. Задав вопрос о причине такой неполноценной комплектации Вы, скорее всего, получите ответ в стиле:"установка дополнительных устройств неоправданна, стоит больших денег и нужна лишь для сложных систем, а здесь достаточно одного датчика перегрева, он решит все проблемы". Но при более глубоком рассмотрении процесса работы калорифера нетрудно понять что, например уменьшив в морозную погоду напор воздуха можно установить в калорифере аварийный режим работы, при котором нагревательный элемент не сможет эффективно охлаждаться и перегреется из-за понижения производительности вентиляторов. После нагрева до температуры срабатывания датчиков, нагреватель отключится, и в помещение ударными темпами станет поступать морозный уличный воздух.
Нужно еще учесть, что датчики температуры предназначены для аварийного отключения цепи нагрева, имеют ограниченный ресурс срабатываний, и не предназначены для штатной коммутации силовых цепей калорифера. Аналогичное назначение имеет железнодорожный стоп-кран. И совсем странно было бы на каждой станции применять его для остановки состава. Но как раз такая ситуация складывается при отключении нагревателя с помощью термореле в критическом режиме.
Контактная система защитных датчиков рассчитана на отключение рабочего тока нагревателя, но ограниченное число раз (указывается в техническом паспорте изделия), и после определенного количества операций, подгоревшие контакты реле не смогут справиться с отключением. Следствием этого может стать короткое замыкание и пожар со всеми вытекающими последствиями. Но предпосылкой к этому, и основной причиной является некомпетентность специалистов торгующей организации. Поэтому при покупке стоит оценить все риски, связанные с эксплуатацией вентиляционной установки и сделать правильный выбор.